ВЕГЕТАРИАНСТВО ГЛАЗАМИ ВЕЛИКИХ 📌 Были ли наши предки вегетарианцами В соответствии с научной классификацией под вегетарианством понимают систему питания, допус­кающую применение в пищу только растительных продуктов. Слово «вегетарианство» произошло от латинского vegetabilis, что означает «раститель­ный». Историческая традиция утверждает, что пища первобытного человека состояла в основном из про­дуктов растительного происхождения: ягод, корень­ев, фруктов, съедобных трав, листьев, орехов. Если это верно, то вегетарианский образ жизни человека разумного насчитывает по крайней мере несколько десятков тысячелетий. Правда, не по его собствен­ному желанию, а по необходимости. Сложилось так. Тем более что при внимательном изучении останков древних людей археологи доказали, что их повы­шенная плотоядность на фоне «диких охот» — не более чем романтический миф. Согласно этим иссле­дованиям пища первобытных людей практически полностью состоя­ла из растений и лишь небольшая часть — из мяса диких животных. Прогресс не стоит на месте. Медленно, но вер­но, в течение тысячелетий, человек продвигался от вегетарианства к употреблению пищи живот­ного происхождения. Действительно, со време­нем пища стала более разнообразной, однако и бо­лезней прибавилось — ведь генотип человеческого организма практически не изменился, и к новому меню ему пришлось приспосабливаться с большим трудом. 🍃 Вегетарианство глазами великих О широком распространении вегетарианской диеты в древности свидетельствует масса историче­ских документов и преданий. Также свидетельства об этом можно обнаружить в наследии великих фи­лософов и ученых древности. 📌 Несомненно, что у древних греков, египтян и иудеев основой питания являлись фрукты. Жрецы Древнего Египта никогда не ели мяса. В Европе од­ним из первых известных вегетарианцев можно счи­тать философа Пифагора (570—470 до н. э.). Как известно, Пифагор отказался от общепринятой в то время пищи, прежде всего от мяса, еще в юно­сти. Этим принципам он следовал всю свою долгую жизнь, но этим не ограничился. В южно-италийском городе Кротоне Пифагор организовал первую в ис­тории Европы вегетарианскую общину, члены кото­рой строили свою жизнь на принципах гуманности и самообладания, справедливости и умеренности. Основными законами общины пифагорейцев были общность имущества и строгая воздержанность. «Помимо многих других средств для умиротво­рения души Пифагор установил и вегетарианст­во, — пишет греческий философ Ямвлих. — Ведь пи­фагорейцы, привыкнув считать убийство животных делом беззаконным и противоестественным, еще бо­лее противоречащим божественному закону считали убийство человека и не участвовали в войне...» Любопытно, что, защищая жизнь травоядных животных, Пифагор не одобрял борьбу с хищника­ми, напротив, он пытался изменить их природу, и небезуспешно. Известно, что при помощи исключи­тельно растительной пищи он приручил огромную медведицу, наводившую ужас на поселян, приучив ее обходиться без мяса. 📌 Одной из центральных фигур греческой фило­софии считается Сократ (ок. 469—399 до н. э.). Самым характерным элементом Сократовой эти­ки является утверждение о тождестве знаний и добродетели (мудрость, храбрость, умеренность и справедливость — четыре основные добродетели древнегреческого общественного сознания). Сократ постоянно указывал на необходимость властвовать над своими страстями, подчинять их разуму.ьЗна­менитый мудрец считал, что в еде человек должен быть умеренным и отдавать предпочтение расти­тельной пище. 📌 Убежденным приверженцем пифагорейской эти­ки был Платон (428—347 до н. э.). Во второй его книге «Государство» изложены взгляды на пищу, отразившие влияние школы пифагорейцев, с кото­рой философ состоял в самых тесных отношениях. Придавая первостепенное значение социальной сто­роне вопроса, Платон рассматривал пищу как один из важнейших общественных факторов. В юности Платон стал учеником и соратником великого Сократа, находившегося в то время в зе­ните своей славы. В 399 г. до н. э., после казни сво­его учителя, Платон удалился из родного города, который и раньше запятнал себя преследованием другого великого мудреца — Анаксагора. Некоторое время философ жил в Мегаре (недалеко от Афин), а потом отправился в путешествие. Во время своих странствий Платон посетил практически все очаги древней мудрости и современной ему науки, изучая языки и впитывая знания, накопленные тысячеле­тиями. Известно, что молодой философ в течение некоторого времени даже был храмовым жрецом в Древнем Египте. Вернувшись в Афины уже зрелым человеком, Платон открыл в этом городе свою зна­менитую Академию. Любопытны взгляды Платона на предназначение человека в мире. Наиболее определенно они выра­жены в его ответе на вопрос: какими качествами должен обладать истинный философ? Каковы же эти качества? - Во-первых, это жажда знания всего сущего; - во- вторых — отвращение ко лжи и преданность ис­тине; - в-третьих — презрение к плотским наслаж­дениям; - в-четвертых — великодушие и щедрость; - в-пятых — справедливость и кротость; - в-шестых — быстрота понимания и хорошая память; - в-седьмых — ровное и гармоничное настроение души. По мнению Платона, достичь этого можно толь­ко благодаря ведению правильного образа жизни. В идеальном городе, описанном Платоном, народ и тем более правитель придерживаются в пище ра­зумных правил (здесь Платон подразумевал вегета­рианство). К слову сказать, греки во времена Платона, да и позже, славились среди европейцев своей воз­держанностью в пище. Поэт Антифон называл их «листоедами» из-за приверженности к растительной пище. Особой умеренностью отличались спартан­цы и афиняне. Так, воздержанность в образе жизни спартанцев стала нарицательной, со временем войдя в известную поговорку. Поэты-сатирики часто ос­меивали это непонятное им равнодушие «к земным благам» со стороны умного и образованного аттиче­ского народа. Интересное наблюдение: в греческой литературе почти никогда не упоминается о бойнях и мясниках, в то время как литература других евро­пейских народов (итальянцев, англичан, французов, немцев) сплошь и рядом пестрит сюжетами и кар­тинами на эту тему. Традиционными блюдами греков, современников Платона и Гиппократа, были мадса — род варева из пшеничной или ячменной муки, различные хлеба, сыр, мед, бобовые, латук, салат, лук и лук-порей. Из фруктов за обедом подавали оливки, финики, фи­ги и др. Что же касается животной пищи, то иногда употреблялись лишь блюда из рыбы. 📌 В числе прочих следует упомянуть и великого древнегреческого врача и философа Гиппократа (460—357 до н. э.). Многие известные врачи отмеча­ли гениальность Гиппократа и его исключительные, выдающиеся заслуги перед человечеством. Гиппо­крат не был вегетарианцем и не внес прямого вкла­да в это учение. Но основной принцип его диетики (а он считается отцом этой науки) — умеренность в питании — до какой-то степени определил успех гуманистического учения Платона и других вегета­рианцев древности. Гиппократ считал, что лучшей диетой для развития физической силы и выносли­вости являются ячменные лепешки с оливковым маслом. Взгляды Гиппократа были подтверждены исто­рическими изысканиями современных ученых. Еще сто лет назад известный врач и активная пропаган­дистка вегетарианства А. Кингсфорд отмечала, что в славные дни Древней Греции и Древнего Рима, пока невоздержанность и распущенность еще не погубили эти народы, сыны их питались простой раститель­ной пищей, приготовленной из ржаной муки, фрук­тов и овощей, и были отличными воинами. Пища римского солдата состояла из одного фунта овсяной муки, трех унций оливкового масла и одной пинты виноградного сока или слабого вина. А римские гладиаторы, обладавшие чудовищной физической силой и выносливостью, питались главным образом ячменными лепешками с оливковым маслом. 📌 Вегетарианцами также были видные деятели христианства. Известно, что апостолы употребляли в основном растительную пищу: хлеб, маслины, зе­лень. Известны слова Иоанна Златоуста: «Мы похо­дим на волков и тигров! Мы даже хуже этих зверей! Природа создала их так, что они должны питаться мясом, тогда как нас Бог одарил разумной речью и чувством справедливости». 📌 В средневековой Европе среди известных деяте­лей культуры, медицины было много вегетарианцев. Великий Леонардо да Винчи верил, что наступит время, когда люди будут смотреть на убийство жи­вотных так же, как на убийство человека. 📌 Вегетарианцами также были Вольтер и Ж.-Ж. Рус­со. Руссо, в частности, считал противоестественным для человека питание мясом и негуманным лишение жизни животных ради вкусовых ощущений. Он пи­сал: «Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, печениям, фруктам». 📌 Целью жизни великого английского поэта П. Б. Шелли была борьба со страданием. Он счи­тал, что, отказываясь от употребления мяса, человек становится более нравственным, физически здоро­вым. Сочувственно относился к идее вегетарианства и Дж.Байрон. 📌 Философы М. Монтень и А. Шопенгауэр видели прямую связь между вегетарианством и более высо­ким нравственным уровнем человека. Оба философа задумывались над тем, имеет ли человек моральное право убивать животных, есть ли у людей обязанно­сти перед другими живыми существами. 📌 Когда у вегетарианца Бернард Шоу спросили, почему он перестал есть мясо, писатель язвительно ответил: «Зачем требовать от меня отчет, почему я питаюсь, как порядочный человек? Если бы я поедал обож­женные трупы невинных существ, вы имели бы ос­нование спросить меня, почему я так поступаю». 📌 Яростным противником мясоедения был Л. Тол­стой. Он считал, что культура и нравственность че­ловека несовместимы с убийством и жестокостью, на кого бы эта жестокость ни была направлена. Прежде чем причислять себя к категории нравственных лю­дей, каждый человек должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ, пере­стать есть мясо.